№12-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании HUBBLE GROUP LTD.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№3-2016| Личная эффективность Версия для печати

Стиль управления как инструмент руководителя

Ольга Полещук
Бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Каплан-центр Управленческих Решений (Москва), Тренинговый центр КоманДа (Ярославль).

На разных этапах своей деятельности любой руководитель, осознанно или неосознанно, использует один из трех классических стилей управления - авторитарный, либеральный или демократический, переходя от одного к другому по мере необходимости. Уметь использовать стиль как инструмент – это настоящее мастерство руководителя.


Путь любого руководителя – это путь освоения инструментов управления. В этой рубрике мы разбираемся с самыми эффективными управленческими инструментами.  Вы сможете пересмотреть свой багаж, освоить новые грани и улучшить свое мастерство. А самое главное – применять инструменты осознанно, а не автоматически.

В этой статье предлагаю рассмотреть такой инструмент как СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Что есть стиль управления? Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности.

Классические стили управления: авторитарный, либеральный, демократический.

Во многих статьях читаю, что стиль это чуть ли не врожденное качество и поменять его невозможно. Категорически не согласна!

Во-первых, с опытом руководитель может неосознанно поменять стиль управления. Начать с авторитарного, дабы заработать авторитет, удержать дисциплину, утвердиться в позиции начальника. Затем перейти на демократический, а со временем и вовсе отпустить ситуацию, создав систему управления и приучив сотрудников к самостоятельности и ответственности.  А во-вторых, многие начинают понимать – нельзя работать в одном стиле.

Управленец, работающий в одном стиле, предсказуем, а значит, управляем. Ведь управление – процесс обоюдный, и зачастую не понятно, кто кем все-таки управляет?

Работа в разных стилях – это к тому же интересно. Не получилось чего-то достигнуть по-хорошему, можно поддавить или, напротив, немного «ослабить вожжи».  Уметь использовать стиль как инструмент – это уже мастерство!

Для меня стили управления хорошо сочетаются с тремя ролями транзактного анализа Эрика Берна. Вот смотрите!

 

Стиль

Роль

Основная форма  обращения

Авторитарный

Родитель

Требование

Демократический

Взрослый

Предложение

Либеральный

Ребенок

Просьба

Каждый стиль это и особая атмосфера и определенные реакции сотрудников. Руководитель, принимающий тот или иной стиль, должен понимать, что за ним следует, как себя будут вести люди, какие выгоды он получит и каких целей сможет достичь.

Авторитарный стиль

Характеризуется высокой требовательностью, дисциплиной, единоначалием, личным контролем, жесткостью, категоричностью.  Руководитель – авторитет, а сотрудники лишь винтики в этом процессе.  Он сосредоточен больше на работе при полном или частичном пренебрежении людьми. По форме управления это скорее команды и требования, бескомпромиссное давление на людей, принуждение.
Родитель – это тот, кого уважают и слушаются, он авторитет. Позиция сверху, не подразумевающая другого мнения. Руководитель в этой роли находится в постоянном напряжении, но при этом дело делается.

Данный стиль очень нужен руководителю, которому сложны другие стили. Часто это молодые и не уверенные в себе люди, которые бояться потерять (или не создать) авторитет.

Демократический стиль

Характеризуется равенством, свободой выбора, коллективным принятием решений, отсутствием любого давления. Все отношения строятся на договоренностях, обсуждении, личном интересе всех сторон. По форме управления это предложения, компромиссы, конвенции, пожелания, гласность.

Роль взрослого предполагает равенство и полное отсутствие манипуляций. Основная форма воздействия – это предложение. Стоит понимать, что когда мы человеку что-то предлагаем, то он имеет полное право нам отказать.

К сожалению, часто встречается такой факт как псевдо-демократия. И за иллюзией свободы – тот же самый авторитаризм. «Моя команда отлично выполняет мои команды», - говорил один мой знакомый топ-менеджер.

Либеральный стиль

Характеризуется  невмешательством в дела подчиненных, безынициативностью, ожидание указаний сверху или от самих сотрудников, боязнью принятия самостоятельных решений, перекладыванием дел на подчиненных. По сути – это управление без участия  руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

Роль ребенка, который полностью снимает с себя ответственность и развлекается, многим руководителям чужда. Они считают, что в таком стиле управлять просто кощунство. Но по-настоящему этот стиль можно прочувствовать когда руководитель вдруг заболевает. Первый день переживает, постоянно звонит, второй день ждет, что работа встанет или случится что-то непоправимое. На третий день болезни вдруг понимает, что все движется своим чередом. Ничего не случилось, не сломалось. Мир не рухнул. А приходя после болезни, видит, что многие цели и задачи реализованы лучше, потому что кому-то из сотрудников пришлось принять решение. И оно оказалось верным. А кому-то пришлось самостоятельно все реализовывать с помощью своей стратегии. 

Руководитель, который стремиться быть наиболее эффективным с помощью стиля управления, должен видеть достоинства и недостатки каждого стиля.

 

 

Достоинства стиля

Недостатки

Автори-
тарный

  • Обеспечивает чёткость и оперативность управления;
  • Создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
    Сокращает время принятия решений, что важно при любом цейтноте  
  • В небольших  организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий
    Не требует особых материальных затрат;
  • В «молодых», фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления.
  • Обеспечивает простоту работы, сотруднику не нужно «включать голову»
  • Руководитель полностью реализует себя, достигает цель именно в своем видении
  • Подавляется инициатива, творческий потенциал сотрудников;
  • Руководитель много тратит ресурсов на контроль и дисциплину
  • В крупных фирмах – залог бюрократии, увеличение аппарата управления;
  • Низкая удовлетворённость сотрудниками своим трудом;
  • Сотрудники зависят от руководителя, его мнения, контроля
  • Руководителю приходится поддерживать свой авторитет, исключает человеческое общение, понимание
  • Руководитель единолично несет бремя ответственности

Демокра-тический

  • Стимулирует  проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал людей;
  • Успешнее решает инновационные, нестандартные и творческие задачи;
  • Дает возможность сотрудникам высказывать свое мнение., делиться опытом, самореализовываться
  • Включаются психологические механизмы трудовой мотивации;
  • Повышается удовлетворённость сотрудниками своим трудом;
    Создается благоприятный климат в коллективе.
  • Не осуществляется жесткого централизованного контроля;
  • Ответственность за выполнение может долго перекладываться;
  • Затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

 

Либе-
ральный

  • В разы повышается самореализация сотрудников
  • Большая свобода для руководителя и возможность заниматься творчеством, развитием, стратегией
  • Появляется возможность проверить людей, их уровень ответственности
  • Появляется возможность проявить лидеров в коллективе
  • В некоторых случаях может подняться авторитет руководителя, если без него справиться «не получается»
  • Высока вероятность потери контроля и власти
  • Люди могут потерять ориентир и сместить цели
  • Результат может быть не достигнут в той степени, в которой была поставлена цель
  • Слабые и ведомые сотрудники, исполнители без лидерских качеств чаще покидают коллектив, называя происходящее «анархией»

Для лучшего использования данного инструмента стоит также разобраться в отношении сотрудников к тому или иному стилю. Нужно понимать, что ваши сотрудники поддерживают и даже иногда провоцируют вас управлять в определенном стиле. Например, он вызывает вас на конфликт, вынуждая стать авторитарным диктатором, а потом ставит это вам в укор. Мол, навязываете мнение, не даете развиваться.  Или, напротив, просит полной свободы, проваливает проект, а потом сваливает ответственность на вас. Ведь руководитель – вы!  У меня работал такой менеджер. Вначале сказала: «Вы мне только срок скажите и дайте полную свободу, я соберу тренинг». За два дня до начала тренинга сообщила, что группа не набрана, и спросила, что ей делать. На мое предложение принять решение самой, возмущенно произнесла: «Вы же руководитель, вы и решайте».

Итак, стиль может быть сотруднику ПОЛЕЗЕН. Развивает его, чему-то учит, дает максимум возможностей.

Ваш стиль ему УДОБЕН. Либо вопрос привычки, либо при этом стиле он прикладывает минимум усилий

И стиль управления ему ВЫГОДЕН, когда он использует манипуляцию, и зачастую, как говорилось выше, провоцирует, пусть даже и не осознанно, руководителя к определенному стилю управления.

 

 

Автори-
тарный

Демокра-
тический

Либе-
ральный

Когда сотруднику стиль полезен

У него ничего не получается

Ему интересен процесс, а результат нет

Когда он немного «зазвездился»

Когда ведет себя неделикатно по отношению к коллегам

Ведет деструктивный конфликт

Он манипулирует

Ведет конструктивный конфликт

Готов нести ответственность за свои поступки

Сам является руководителем

Он готов брать на себя больше, чем берет в реальности

У него есть идеи, желание развиваться

Сотрудник лидер или обладает таковым потенциалом

Мы растим из него эксперта

Когда  сотруднику стиль удобен

Он не хочет думать

Боится брать ответственность

Он привык договариваться

У него есть идеи, мысли

Когда он зависит от других

Когда климат в коллективе для него важен

Когда он не любит подчиняться

Сотрудник эксперт и полностью владеет ситуацией, сам принимает решение

Сотрудник «человек-результат», ответственный, все привык делать сам.

Когда сотруднику стиль выгоден

Он ищет, как бы вас подсидеть или поставить под угрозу ваш авторитет

Пока ни нашла ни одной выгоды!

Хочет решать на работе личные дела и проблемы вместо работы

 

Возможно, опытные управленцы, увидят и другие признаки выгодности, удобности и полезности!? Отлично!  Давайте исследовать этот инструмент вместе. Данная классическая методика хороша, но мое сугубо личное мнение, что у каждого руководителя есть еще свой индивидуальный, неповторимый стиль управления. Он основан именно на ваших сильных сторонах личности, подходящий только вам, смоделированный у вас и под вас. Он для вас самый эффективный. Вот небольшой список, что на него влияет: ваш возраст, пол, образование, место рождения и жительство, воспитание, черты характера, ценности и цели, увлечения, опыт, знания и навыки.  И в рамках этого стиля может быть множество вариантов поведения, реагирования и возможностей управлять. Осознание, понимание себя и своего стиля – также отличный путь к эффективному управлению.

Резюмируя данную статью, хочется сказать: данный инструмент комплексный и очень действенный. Но лишь в том случае, когда применяется осознанно и целенаправленно. В зависимости от ситуации, типов сотрудников и даже этапа развития компании! Мастерское владение инструментами управления не наступает сразу, к любому инструменту нужно приладиться, освоить его, попробовать в разных условиях. И тогда управление будет приносить не только результаты, но и удовольствие!


Об авторе

Ольга Полещук

Бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Каплан-центр Управленческих Решений (Москва), Тренинговый центр КоманДа (Ярославль).

Эксперт в области управления, топ-менеджер. Автор проектов "Лаборатория управления", "Топ-легион"


Вас могут также заинтересовать эти статьи:




Тема: Личная эффективность Персоны: Полещук Ольга
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Как исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Почему возникают технические ошибки при внесении сведений в ЕГРН и как добиться их исправления в установленный законом срок.

Юридические услуги

Как и где можно получить выписку из ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия (ДДУ)

С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции