№12-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании HUBBLE GROUP LTD.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№2-2016| Личная эффективность Версия для печати

Откуда руководителю брать инструменты управления?

Ольга Полещук
Бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Каплан-центр Управленческих Решений (Москва), Тренинговый центр КоманДа (Ярославль).

Путь любого руководителя – это путь освоения инструментов управления. Не ждите, что кто-то вам их вживит в голову, словно чип, а вы тут же сможете эффективно управлять. Вам придется постоянно осваивать эти инструменты, улучшать взаимодействие с ними, повышать свое мастерство. И изучать новые.


Путь любого руководителя – это путь освоения инструментов управления. Молодой руководитель либо ждет, что сейчас ему дадут инструментов свыше, и он начнет управлять. Либо начинает неосознанно рубить с плеча направо и налево, постигая свой рабочий инструментарий, через опыт и кучу сделанных ошибок. Эффективность руководителя напрямую связана и с количеством инструментов, с помощью которых он управляет, и с качеством их использования. А также с тем, какими именно инструментами он пользуется, каков его набор.

Несколько лет я веду проект для управленцев, который называется «Топ-легион: лучшие стратегии управления». Суть его в том, что один из топ-менеджеров рассказывает о своей стратегии управления и своих инструментах. Этакий семинар, но ведем мы его вместе с опытным руководителем. И я вижу, понимаю, как высоких результатов разные руководители достигают с помощью разных стратегий и различного инструментария. И все в один голос говорят – мало, нужно осваивать еще. Все верно. Кто хочет развиваться, будет осваивать. И здесь есть два пути. Искать новые для себя инструменты – развитие вширь. И совершенствовать уже имеющиеся, доводить до мастерства – развитие вглубь.

Для понимания, где руководителю брать инструменты управления, давайте начнем с понимания.

Что есть инструмент?

Инструмент — (лат. instrumentum  орудие) предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта. Википедия.

В жизни нас окружает много инструментов. У каждой группы людей свои инструменты. У женщин это могут быть: поварешка, нож, миксер, швейная игла, тряпка, скалка и так далее... У мужчин: отвертка, молоток, шуруповерт, гаечный ключ, фрезеровочный станок, домкрат. У музыкантов свои. У спортсменов свои. Суть одна, инструмент это средство для достижения какой-то цели, доведение действий с помощью инструментов до результата.

palec.gifУ руководителя есть свой набор инструментов. Я бы их поделила на внешние и внутренние.

К внешним относится все, что вам дает структура, в которой вы управляете. Они не ваши, они чужие.  Не ваши цели, спущенные сверху. Правила, законы, порядки, регламенты, установленные кем-то.  Внутренняя культура компании с ее традициями и ритуалами.  Стимулы и мотиваторы, например, система премирования и депремирования, социальные блага, бонусы. Элементы системы, в которой работает вся организация. Личности вышестоящего руководства. Ценности, миссия, бренд, имидж и иже с ними. Вещи сильные, зачастую реально работающие, есть одно НО. Замени вас завтра, дай новому начальнику эти же инструменты, и он начнет управлять. Теряется индивидуальность, как ваша, так и ваших сотрудников.

Управляя лишь за счет административных ресурсов, вы становитесь простым транслятором, а люди ощущают себя «стадом».

Внутренние инструменты – это сам руководитель. Его личные цели как человека, как лидера и как руководителя. Его умение ставить и «продавать» цели, делить их на задачи, планировать каким-то определенным образом.  Особый стиль управления и общения с подчиненными. Неповторимые поведенческие характеристики: ваши жесты, мимический и двигательный багаж, походка, осанка, привычные позы. Ваши личные ценности и установки, привычки, интересы. Ваша идеология управления, постулаты, на которых она основана. Ваши управленческие компетенции и навыки. Все черты вашего характера. Внешность и имидж. Объем  и качество вашей энергии, харизма, букет эмоций и чувств. Слова, которые вы говорите и складываете в речь. И многое, многое другое.

Существуют простые и сложные инструменты, и это достаточно субъективная категория. Зависит от того, чем человек больше увлечен, что у него лучше получается, чему его учили в плане управления. Немалая доля здесь принадлежит и особенностям характера. Согласитесь, руководитель экстраверт чаще использует коммуникационные инструменты, чем интроверт. А Выступить с речью для интроверта целое испытание. Управленец с гуманитарным складом мышления, скорее всего, лучше владеет  психологическими методами, чем числовыми. Соответственно, числовые для него сложны.  Харизматичные обаяшки с детства управляют за счет своих данных.

Руководители, за спиной которых армия, в течение всей жизни используют дисциплину, подчинение, порядок и точность. И часто вижу, как им буквально физически трудно ориентироваться в хаотичном мире коммерции, где каждый день могут быть новые правила, а люди, оказываются, имеют свое мнение.

С чего начинается взаимодействие с инструментом? Со знакомства. Возможно, вы видите где-то результаты работы инструмента, и хотите получить такой же результат, задумываетесь о приобретении. Или кто-то из друзей, коллег делится  с вами своими достижениями, а может и самим инструментом.  И вы пробуете его использовать сами. Пытливый ум постоянно ищет вокруг себя все новые и новые инструменты. Для этого мы общаемся, ходим на тренинги, читаем книги, изучаем чужой опыт. Один из вариантов знакомства – заново «открыть» для себя  старые гаджеты.

С чего начинается освоение инструмента? Представьте себе, вы приобрели себе новый… ну, к примеру, шуруповерт. Как скоро начнете им уверенно  управлять?    Если до этого вы уже имели в своем арсенале подобный предмет, то, несомненно, быстрее. А если нет? Если это ваш первый персональный шуруповерт?     Тогда далеко не сразу вы сможете активно действовать. Приходят ко мне на тренинг по управленческим инструментам руководители. Те, кто помоложе, говорят примерно следующие слова:  «Вы только дайте мне инструменты, и я начну эффективно управлять!»

К сожалению, процесс этот длительный и включает в себя такие этапы:

  • Знакомство. Мы изучаем инструмент, разбираемся в понятиях, рассматриваем возможные сферы применения. Например, включение драйва в своих сотрудниках. Некоторые думают, что состояние драйва эффективно лишь в творческой работе. Но оказывается, типичные, рутинные и скучные задания становятся привлекательными для персонала именно в драйвовом состоянии.

  • Апробирование. Невозможно пройти этот этап, когда мы делаем первые шаги в общении с инструментом, трогаем его кнопки, издаем первые звуки, ожидаем первой реакции наших сотрудников.

  • Приобретение, присвоение. Очень тонкий момент, когда мы решаем, что инструмент мой, я им буду владеть. Это переход от состояния ученика в состояние хозяина. И в этом состояние человек становится увереннее, он уже не боится что-то сломать или испортить, активнее и увереннее пользуется приобретением.

  • Приспособление. Любой инструмент, любая машина требует приспособления под себя. Ошибка многих руководителей – увидели эффективный инструмент у другого и тут же и так же стали применять. Не выйдет! Все мы индивидуальные, а значит и приспособление будет под нашу индивидуальность. Проходит товарищ мотивационный тренинг, а далее смотрит: это получается, а это надо чуть изменить, а здесь добавить, а здесь отказаться вовсе. Один мой клиент очень хотел писать письма, как у Чичваркина, но ни эпистолярным жанром, ни специфическим юмором не обладал. Потом создал свои «письма», правда, голосовые и очень вдохновляющие. Теперь каждое утро сотрудники слушают его настроечные аудиоролики!

  • Система, автоматизм, привычка. Проходит стадия приспособления, и вот уже руководитель начинает осознанно применять данный инструмент, повторять успешные действия с ним. Через несколько повторений появляется система, затем привычка его использовать. Но! При условии регулярности. Если один раз использовать обратную связь подчиненным как инструмент, второй, третий, а потом на время отложить, то мы снова возвращаемся на стадию апробирования.

  • Развитие инструмента. Этот этап может и не наступить, все зависит от руководителя. Я считаю, что у  любого инструмента есть зона роста и развития, было бы желание. И лучше набрать не кучу инструментов, которые работают на 5% каждый, а несколько, идеально подходящих, но на 100%.  Для этого этапа необходимо продолжать пробовать, изучать, исследовать, интересоваться, узнавать глубже, смотреть, как работает у других. Я регулярно провожу проект «Лаборатория управления», где руководители любого уровня на равных исследуют и изучают инструменты управления людьми.

Какие выводы можно сделать?

Первый – у каждого руководителя свой путь освоения управленческих инструментов. Главное – не ждать, что кто-то вам их вживит в голову, словно чип, а вы тут же сможете эффективно управлять.

Второй - внутренних инструментов гораздо больше, чем внешних. Прав был Филеас Фогг из мультфильма «80 дней вокруг света» - «Используй все, что под рукой и не ищи себе другое». А еще они во много раз действенней!

И третий - задача руководителя, желающего быть эффективным - осваивать эти инструменты, улучшать взаимодействие с ними, повышать свое мастерство. И изучать новые.

Эта рубрика – о каждом инструменте подробно, о том, где и как их можно применять, дабы ваше управление стало максимально эффективным, а процесс управления приносил и удовольствие, что немаловажно, и удовлетворение. Ведь состояние руководителя – это тоже инструмент управления!

В следующей статье мы подробно рассмотрим такой инструмент как СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ


Об авторе

Ольга Полещук

Бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Каплан-центр Управленческих Решений (Москва), Тренинговый центр КоманДа (Ярославль).

Эксперт в области управления, топ-менеджер. Автор проектов "Лаборатория управления", "Топ-легион" 




Тема: Личная эффективность Персоны: Полещук Ольга
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Как исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Почему возникают технические ошибки при внесении сведений в ЕГРН и как добиться их исправления в установленный законом срок.

Юридические услуги

Как и где можно получить выписку из ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия (ДДУ)

С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции