№3-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании TRURGATE SYSTEMS S.A.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№28-2014| Управление компанией Версия для печати

Управление изменениями: коротко не всегда быстро

Лариса Халлефорш
Приглашенный преподаватель Бизнес-школы AMI (ami-int.ru)

Зачем нужны изменения в любой компании? Почему управлению изменениями уделяется такое внимание?


В современной России, которая в который уже раз за свою историю вновь сегодня встает на путь модернизации, тема изменений в компании и управления изменениями актуальна, как никогда. О необходимости изменений, разнице работы над проектом и над управлением изменениями  рассказывает Лариса Халлефорш, приглашенный преподаватель Бизнес-школы AMI.

Лариса, начнем с азбучных истин: зачем нужны изменения в любой компании и почему сегодня управлению изменениями,  выделенному в отдельную дисциплину, уделяется такое внимание?

Дело в том, что после финансового кризиса организационная среда и все, что происходит в мире, очень быстро изменяется. Изменения эти касаются как политической, так и экономической среды. Причем изменяется не только среда: изменяются потребности клиентов и поведение конкурентов. И ради того, чтобы эти изменения во внешней среде минимально отражались на внутренней работе любой компании, необходимо вовремя производит изменения, а также осмысленно управлять ими, т.е. управлять человеческим фактором.

Надо помнить, что с того момента, как компания перестаёт развиваться и изменяться, начинается стагнация, замирание бизнеса, которое может быть первым шагом к тому, чтобы бизнес погиб.

Бизнес все время должен быть «живым»?

Живым, постоянно развивающимся, постоянно приспосабливающимся к изменениям, которые происходят во внешней среде бизнеса.

Но если всё же кто-то, забыв об этом постулате,  долго откладывал изменения в своей компании, оттягивал их, как мог… Как тут определить момент, с которого «промедление смерти подобно»? Где провести эту пограничную черту?

При неоправданно отложенных изменениях последствия этого неправильного решения не заставят себя ждать: когда кто-то тянет с изменениями, неминуем отток, потеря клиентов, заказчиков, покупателей. Невозможно не обратить внимание на то, что клиенты не просто «уходят» от вас, а еще почему-то начинают выбирать ваших конкурентов, переходят к ним.

И то, что клиенты перестают делать выбор в вашу пользу, то, что они покидают вашу территорию, неминуемо отразится на ваших доходах, определяющим фактором уровня которых является число клиентов.

А снижение оборота, потеря связей с клиентской сферой – путь к умиранию бизнеса. Нет клиентов – нет бизнеса. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо создать проект внедрения изменений, и начать воплощать его в жизни, параллельно занимаясь управлением изменениями.

Кто непосредственно в самой компании должен следить за внешней ситуацией, чтобы она не отразилась на внутренней?

Безусловно, это ответственность генерального директора и совета директоров, высшего руководства – тех людей, которые стоят у штурвала и ведут свой «корабль» во внешнем мире. Именно их задача – ловить первые признаки изменений в этом «море» и производить постепенные или резкие изменения в своей компании.

Если они инициируют создание проекта, то они же будут и отвечать за результат его внедрения?

Руководство отвечает за долгосрочное выживание компании и ее долгосрочную прибыльность. Если же рассматривать тактические вопросы, то за каждый конкретный проект будет отвечать конкретный человек: за изменения будет отвечать человек, которому поручено внедрение изменений в компании, а за управление изменениями ответственность будет нести кто-то другой.

Изменения могут вноситься на разных уровнях, в разные виды деятельности компании. Кто должен их коммуницировать?

Генеральный директор ответственен за всю компанию. Он выступает в роли ответственного лица. Во внедрении изменений используют термин «спонсор». И в данном случае это вовсе не человек, который на что-то даёт деньги, это человек, несущий ответственность. Как высший руководитель он делегирует свои полномочия проектной команде. Если планируются  очень большие изменения, внутри команды создается разделение на подпроекты. И в этой же проектной команде создается центр, который занимается непосредственно  изменениями.Важно понять, что когда мы говорим об управлении изменениями, мы говорим не о самом проекте, а об управлении человеческими реакциями, которые возникают в ответ на определенные события в компании. Следовательно, управление изменениями - это управление непосредственно человеческим фактором, человеческими реакциями.

Насколько можно предсказать реакции сотрудников на изменения? Если изменения кардинальны, недовольства, вероятно, не избежать. В таком случае придется работать с сотрудниками или избавляться от этих людей?

Сопротивление – часть человеческой натуры. Его можно спрогнозировать в ответ на любое изменение, ведь все мы любим знакомую нам среду, в которой нам комфортно.

Как только начинаются изменения, сразу находятся люди, которые будут им сопротивляться. Т.е ситуация предсказуема: работу с сотрудниками можно спланировать, и заранее понять, с какими реакциями у людей придется справляться.

Одинаковы ли принципиальные подходы к управлению изменениями?

В мире существует много школ, работающих с управлением изменениями, много сейчас пишут и литературы на эту тему. Необходимо научиться все эти теории использовать в конкретной практике, но прежде всего надо научиться трезво и глубоко оценивать ситуацию, анализировать ее состояние, уровень работников, дальнейшие перспективы компании. И отталкиваясь от анализа, избирают стратегию, определяют выбор концепции. Учитываются ценности компании, ее организационная структура, сфера интересов компании, стиль руководства.

Насколько долго может растянуться управление, если изменения необходимо внести в кратчайший срок? 

Кратчайший срок не всегда самый быстрый срок. Важно помочь людям понять, осмыслить ситуацию, осознать, как она повлияет на них и на компанию, в которой они работают.

Входит ли в этот перечень работы по управлению изменениями формирование новой мотивации у сотрудников?

Да, мотивацию и желание участвовать в изменениях - чтобы на новом этапе они и компания стали работать по-новому.

Это с неодушевленным механизмом легко: наладил его один раз, и он работает как заведенный. Но человеческая психика вещь непостоянная: сегодня мы уговорили кого-то, а вот завтра… Как поддерживать достигнутые в результате управления изменениями результаты?

Изменения – это не одно единственное событие или мероприятие, это постоянный процесс. Таков и процесс управления реакциями людей: надо четко представлять, почему мы это делаем и как это повлияет на людей. Тот, кто на начальном этапе внедрения изменений не говорит с сотрудниками, не рассказывает, почему и что происходит в компании, какова бизнес-ситуация, что получится в результате изменений - серьезно рискует.

Т.е. руководство должно быть предельно честным со своими работниками?

Абсолютно честным. Бывают разные ситуации, но в любом случае от руководства требуется полный анализ ситуации, полное информирование сотрудников и аппеляция к их помощи. Как только вы передаете ответственность за ситуацию от руководства к сотрудникам, сама ситуация начинает меняться.

Различаются ли принципы управления изменениями в зависимости от того, какие изменения внедряются, например, проходит ли слияние или присоединение компаний, выделение или разделение?

Принципы одинаковы, но различен масштаб изменений, а, соответственно, значительно больший вклад (в виде ресурсов и поддержки от руководства)  придется сделать в управление изменениями.

А что ожидает компанию, которая пытается манипулировать сознанием работников, вести нечестную игру?

Они будут терять огромную массу людей, которые могли бы преломить ситуацию, оказать помощь своей компании. Ведь у каждого сотрудника есть свое видение ситуации, свои таланты. Также произойдет потеря доверия сотрудников, а вернуть его очень сложно.

Вероятно, будут потеряны и сами сотрудники, а, как говорится, «коней на переправе не меняют»…

Сегодня найти хороших специалистов на рынке очень непросто. Если политика компании такова, что она вызывает недоверие сотрудников к ее руководству, неминуема текучка кадров, которая приведет только к еще большим финансовым потерям.  

Каковы критерии проверки правильности управления изменениями?

Самый важный критерий – соблюдение сроков и прогнозируемых финансовых результатов выполнения проекта (например, реализованы планы по возврату старых/приобретению новых клиентов, или выполнены планы продаж). Часто оценивают успешность результата по удовлетворенности клиентов и сотрудников, которую исследуют с помощью опросов. Клиентов опрашивают, насколько они довольны, готовы ли они порекомендовать вас другим клиентам, насколько они довольны, каковы их планы и настроения в отношении рекомендации вашей компании другим клиентам. Анкетирование (собеседование, интернет-опрос) сотрудников рассматривается как обратная связь и проводится с целью определения оставшихся непреодолёнными точек сопротивления, с которыми работа ещё предстоит.

Как можно стать профессионалом в области управления изменениями?

Для того, чтобы сталь профессионалом в этой области надо быть весьма эмоционально развитым человеком. Знаете поговорку «Если хочешь изменить мир, начни с себя»? Требуется четкое представление о собственной системе ценностей, хорошо развитое чувство эмпатии, понимание того, что происходит с людьми в условиях кризиса. Это могут дать как личные качества или знания по психологии, так и прохождение базовых лидерских курсов – курсов по управлению людьми. Минимальный цикл составляет десять дней, обучение может вестись даже дистанционно. Помимо этого потребуются знания о теории управления изменениями, знание фаз, которые проходит психика людей при внедрении изменений, и знание приемов менеджмента. Работа очень благодарная, потому что все управление изменениями основано на позитиве - это работа, направленная на нивелирование негативных эмоций. Только позитивная эмоция может вывести компанию «из сумрака» и направить ее по светлой, перспективной дороге. Разумеется, с каждым человеком отдельно работать очень сложно: всегда и в любом коллективе найдутся люди, которые сопротивляются. Но, согласно поговорке: люди гоняются не за большой мечтой, а лишь мечтают избежать больших рисков…

 


О компании

Бизнес-школа AMI – глобальный интегратор в области бизнес-образования и обучающего консалтинга.

Сфера деятельности: обучение, диагностика и коучинг.

Специализация: стратегия, лидерство, ценностный менеджмент.

Сайт компании: ami-int.ru




Рубрика: Эффективный бизнес Тема: Управление компанией Персоны: Халлефорш Лариса
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Выемка документов и изъятие носителей информации: что должен знать руководитель

Как не допустить бесконтрольное изъятие предметов, документов и носителей информации сотрудниками правоохранительных органов.

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции