№9-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Компании и услуги
Технический паспорт БТИ на квартиру. Как и где его можно получить.
Сообщение о ликвидации компании HAXELL INVESTMENTS LIMITED
Сообщение о ликвидации компании ROSTRON GROUP INC.
Сообщение о ликвидации компании GANO SERVICES INC.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№19-2013| Управление персоналом Версия для печати

Компанию покидает ключевой сотрудник: как минимизировать риски с помощью видеокамеры

Юлия Шикова
Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ»

Чем важнее сотрудник, тем выше проблемы, связанные с его внезапным уходом. Проблема успешно решается разными путями, причем большинство из них основывается на фиксации и передаче накопленных знаний и опыта.


Хорошо, если ключевой сотрудник уходит из компании не внезапно, успевает передать дела преемнику, а потом даже помогает ему советами. Но насколько часто встречаются такие ситуации? В любом случае – чем важнее сотрудник для организации, тем выше ее риски. Пока новый человек вникнет в специфику должности и обретет необходимый – немалый для ключевой позиции! – опыт работы, пройдет время, что для организации будет измеряться в реальных финансовых потерях. Может ли руководитель подстраховаться заранее и снизить эти риски, пока они еще только потенциальные? Повышение лояльности – разумеется, важно, но ведь сотрудник может уйти  и не по причине недовольства компанией, а, к примеру, из-за переезда в другой город.

Успешных практик решения проблемы существует довольно много. Большинство из них основываются на разных способах фиксации и передачи накопленных знаний и опыта. Лучше, надежнее сохранить уникальную и важную для компании информацию помогут, конечно же, информационные технологии. Базы знаний, тематические электронные архивы с подборками инструкций на все случаи жизни – эти и многие другие инструменты часто применяются для решения обозначенной задачи. Но все они грешат одним недостатком – безликостью.

Все подобные инструменты могут довольно просто аккумулировать знания, но не опыт – найденные ключевым специалистом уникальные способы решения конкретных задач, удачные приемы работы с программным обеспечением и т.д.

Ни одного сотрудника на значимой позиции вы не заставите писать подробные инструкции о том, как он выполняет те или иные процедуры. Другое дело – заснять эти инструкции на видео.

Казалось бы, удачный способ решения проблемы найден. Но если руководитель попытается воплотить этот подход в жизнь «с наскока», с высокой вероятностью он потерпит фиаско. «Что рассказывать? Как? В каком порядке?» - вопросы, которые он сразу же услышит от сотрудника. «Неужели мне нужно просмотреть этот многочасовой фильм полностью?» - именно этот вопрос задаст новый человек, пришедший на освободившуюся позицию. Кроме того, после просмотра снятого без подготовки ролика, у взятого на работу специалиста мало что останется в голове из знаний и опыта ушедшего специалиста. Почему?

Обучающее видео, чтобы стать действительно полезным учебным материалом, должно готовиться по методическим рецептам с соблюдением всех правил и пропорций.

Чередование теории и практики, короткие промежуточные вопросы для самоконтроля и закрепления материала, длительность каждого фрагмента – вот далеко не полный перечень ингредиентов. Приготовленные «с точным соблюдением рецептуры» информационные видеоролики с участием опытных специалистов компании действительно могут стать эффективным решением задачи снижения рисков ухода ключевых сотрудников. Такие ролики можно (и нужно!) готовить заранее и затем использовать для быстрого включения в работу новичков или даже для обмена опытом внутри организации.
Вот несколько полезных советов руководителю, который планирует использовать такой подход.

palec.gifНе стоит делать один длинный фильм, посвященный одному сотруднику – лучше разбивать запись на короткие тематические ролики, и для каждого ролика готовить структурированное описание, которое позволит и через пару лет сориентироваться в тематике.

Из коротких роликов можно строить траектории подготовки сотрудников самых разных должностей и специальностей. Понятное описание позволит интегрировать обучающие ролики в базу знаний компании, если таковая используется сейчас или будет создана в будущем.
Для фиксации знаний и опыта каждого ключевого сотрудника необходимо заранее разработать сценарии роликов, определить тему и содержание каждого с точностью до минуты – для этого потребуется опытный методист (специалист в сфере обучения взрослых), знакомый со спецификой создания и использования обучающего видео.

Каждый информационный ролик должен содержать разнородную информацию, охватывающую разные каналы восприятия (аудиальные, визуальные) и чередующую активности для повышения степени усвоения материала, а также блоки, направленные на его закрепление. Например, контрольные вопросы для повторения полученных знаний или небольшие упражнения в стиле «повтори за мной» для передачи опыта.

Экономия на инструментах и средствах может стать фатальной для конечного результата. Ролик разрабатывается один раз, а использоваться будет многократно и долго.

Не пытайтесь заснять сотрудника на любительскую камеру в кабинете – этим должны заниматься профессионалы по съемкам и монтажу с хорошим оборудованием, которые под руководством методистов качественно выполнят все работы и вручат вам готовый результат в виде файлов требуемого формата, размера и т.п.

palec.gifВыделите ключевому сотруднику время на съемку роликов и подготовку всех дополнительных материалов. Ничего хорошего не получится, если он должен будет делать эту работу наравне с основной загрузкой.

Продумайте механизмы и правила доступа сотрудников компании к созданным роликам. Например, один набор – обязателен к просмотру для вновь поступающих на конкретные должности, другой – рекомендован для специалистов, работающих с определенным оборудованием и т.п. Если сотрудники не будут знать, где и какие ролики есть и как получить к ним доступ, то вся работа по созданию бессмысленна.

Конечно, даже самый лучший видеоматериал, профессионально снятый и смонтированный с учетом всех методических рекомендаций, не может заменить живого наставничества. Но в условиях невозможности передачи опыта и знаний в личном общении, такой подход сегодня один из самых эффективных.




Тема: Управление персоналом Персоны: Шикова Юлия
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Технический паспорт БТИ на квартиру. Как и где его можно получить.

Достаточно часто поступают вопросы по оформлению технической документации на квартиры в бюро технической инвентаризации (БТИ) в Москве и Московской области.

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции