№9-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании GANO SERVICES INC.
Сообщение о ликвидации компании HAXELL INVESTMENTS LIMITED
Компании и услуги
Технический паспорт БТИ на квартиру. Как и где его можно получить.
Сообщение о ликвидации компании ROSTRON GROUP INC.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№14-2013| Патенты. Товарные знаки. Версия для печати

Что должен знать владелец товарного знака?

Галина Соколова
Зам. руководителя отдела товарных знаков компании PATENTUS, патентный поверенный РФ

Термины «товарная марка», «логотип», «бренд», «фирменная символика» - это синонимы одного и того же понятия - «товарный знак», который, согласно действующему законодательству, является объектом правовой охраны.


Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В отношении услуг используется термин — знак обслуживания. В настоящей статье под товарным знаком понимается также и знак обслуживания.

Термины «товарная марка», «логотип», «бренд», «фирменная символика» - это синонимы одного и того же понятия - «товарный знак», который, согласно действующему законодательству, является объектом правовой охраны. Однако в неофициальных источниках или разговорной речи используются любой вышеприведенный термин.

Регистрация используемого обозначения для индивидуализации своих товаров или услуг – это право предпринимателя, поскольку обязанности регистрации обозначения в качестве товарного знака действующее законодательство не предусматривает. Вместе с тем, только обозначение, зарегистрированное в установленном законом порядке, является объектом правовой охраны. Исключительное право на товарный знак, подтверждается Свидетельством установленного образца, которое выдается Роспатентом (в структуре Роспатента данные функции выполняет ФГБУ ФИПС).

Правообладателем исключительного права на товарный знак является лицо, на чье имя товарный знак зарегистрирован. Согласно действующему законодательству, товарный знак может быть зарегистрирован только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Уже обладая свидетельством на товарный знак, или только принимая решение о его регистрации, полезно владеть следующей информацией:

Гражданским Кодексом РФ установлен 10-летний срок действия регистрации на товарный знак.

Важно обратить внимание на то, что этот срок исчисляется с даты поступления заявки в Патентное ведомство (Роспатент), а не с даты регистрации товарного знака. Законодательство позволяет правообладателю товарного знака неограниченно продлевать срок действия регистрации товарного знака каждый раз на десятилетний период. При этом за продление срока действия свидетельства на товарный знак необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой на сегодняшний день составляет 20250 руб.

Заявление о продлении срока действия регистрации следует подать в Роспатент  в письменной форме в течение последнего года регистрации. Согласно положениям Гражданского Кодекса РФ владельцу товарного знака предоставляется возможность подать заявление о продлении регистрации и по истечении 10-летнего срока ее действия, но не позднее 6-ти месяцев с даты окончания основного срока действия регистрации. Данная процедура предусматривает необходимость направления  в Роспатент ходатайства о предоставлении шестимесячного срока для продления исключительного права на товарный знак  и уплаты дополнительной государственной пошлины в размере 2050 руб.

Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится Роспатентом в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

Своевременность продления срока действия регистрации полностью зависит от владельца товарного знака. Роспатент не напоминает владельцу товарного знака об истечении срока действия регистрации.

Правообладатель товарного знака обязан сообщать в Роспатент обо всех изменениях, касающихся наименования владельца – юридического лица или имени, фамилии, отчества владельца – индивидуального предпринимателя, а также правообладатель обязан сообщать о смене своего юридического адреса. По заявлению правообладателя такие коррективы вносятся в Госреестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

Кроме того, правообладатель может вносить изменения, касающиеся сокращения перечня товаров и услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Расширение перечня товаров и услуг не допускается. Если правообладатель исключительных прав на товарный знак хочет расширить перечень товаров и услуг, то данная процедура оформляется подачей новой заявки на регистрацию товарного знака.
Законодательством предусмотрено внесение изменений в зарегистрированный товарный знак, касающихся отдельных элементов самого обозначения. Однако следует знать, что такие изменения не должны менять общее визуальное или фонетическое восприятие товарного знака.

Регистрация товарного знака действует в отношении определенных товаров и услуг.

Свидетельство на товарный знак определяет объем правовой охраны зарегистрированного обозначения. В частности, в нем указывается конкретный перечень товаров и услуг, в отношении которых действует регистрация товарного знака. Например, если товарный знак зарегистрирован в отношении товара «чай», а реально им маркируются запчасти для автомашин, то, следует отметить, что за производителем не закреплено исключительное право на данный товарный знак   для товара «запасные части для автомобилей», поэтому он юридически не защищен от действий третьих лиц. Для получения исключительных прав производителю «запасных частей для автомобилей» необходимо подать новую заявку на регистрацию этого товарного знака, при этом в перечне заявленных к регистрации товаров должны содержаться те товары, которые реально маркируются данным знаком.

При этом все товары и услуги сгруппированы по классам МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг). С 2012 г. вступила в силу 10-я редакция МКТУ, включающая в себя 45 классов товаров и услуг.

Правообладатель вправе проинформировать потребителя о своем исключительном праве на товарный знак.

Сделать это можно следующим образом:

- проставив рядом со знаком символ охраны товарного знака латинскую букву «R» или латинскую букву «R» в окружности - ®. Данное обозначение происходит от английского слова «registered»  - зарегистрировано.

- указав рядом со знаком словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».
Чаще всего используется первый вариант.

Указание символа ®  или словесного обозначения (предупредительной маркировки) – право, а не обязанность правообладателя.

Также следует знать, что в соответствии со статьей 180 УК РФ за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, предусмотрен штраф до 120 тыс. руб. либо обязательные работы до 180 часов, либо исправительные работы до одного года.

Правообладателю товарного знака принадлежит целый комплекс прав:

- использовать знак самостоятельно (например, для маркировки производимых товаров),
- уступать (отчуждать) свое исключительное или предоставлять право на использование знака третьим лицам,
- запрещать всем другим лицам использовать этот знак либо сходные или совпадающие обозначения в отношении тех же товаров и услуг.

Способы использования товарного знака.

Правообладатель вправе использовать товарный знак для индивидуализации тех товаров, работ и услуг, в отношении которых этот знак зарегистрирован. Для этого товарный знак может быть размещен:

  1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
  2. при выполнении работ, оказании услуг;
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  5. в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

И что очень важно для правообладателя - никто не вправе использовать без его разрешения обозначения, сходные с его товарным знаком, в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (ст. 1484 ГК РФ).

Распоряжение исключительным правом на товарный знак

Правообладатель вправе уступить свое исключительное право, заключив договор о его отчуждении, или предоставить право использования товарного знака по лицензионному договору. По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак исключительное право может быть передано в отношении всех товаров, для которых этот знак зарегистрирован, или только в отношении части товаров.

По лицензионному договору лицензиар передает лицензиату право использования товарного знака на определенных договором условиях. При этом на лицензиата возлагается обязанность обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, в соответствии с требованиями к качеству, которые установил лицензиар.

Указанные договоры заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации в Роспатенте. Несоблюдение этих требований ведет к недействительности договора. За регистрацию договоров предстоит уплатить государственную пошлину. Срок, в течение которого договор должен быть зарегистрирован, составляет 2 месяца.

Неиспользование товарного знака

В случае неиспользования товарного знака  непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации товарный знак может быть аннулирован.  При этом охрана может быть прекращена как для всех товаров (услуг), так и для их части. Исковое заявление о прекращении правовой охраны может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд г. Москвы. Важно знать, что факт использования товарного знака придется доказывать самому правообладателю.

В заключение хотим отметить, что товарный знак охраняется именно в том виде, в котором он зарегистрирован. Регистрация различных вариантов знака, используемых на практике, позволит обеспечить более широкую правовую охрану Вашей интеллектуальной собственности.


Вас могут также заинтересовать эти статьи:




Тема: Патенты. Товарные знаки. Виды бизнеса: Патенты и товарные знаки Персоны: Соколова Галина
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Технический паспорт БТИ на квартиру. Как и где его можно получить.

Достаточно часто поступают вопросы по оформлению технической документации на квартиры в бюро технической инвентаризации (БТИ) в Москве и Московской области.

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции