№3-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании TRURGATE SYSTEMS S.A.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№47-2010| Снижаем издержки Версия для печати

Почему процветает «внутреннее» воровство в магазине

Почему процветает «внутреннее» воровство в магазине

Продолжаем публикацию цикла статей Александра Лиры о сокращении  затрат  на предприятии розничной торговли.
Читайте: Как сократить издержки в магазине? Часть 1. Часть 2.

Александр Лира (Лира-Александр.gif)

Александр Лира,
эксперт

Затраты на обеспечение безопасности – это «страховка» от потерь. Но можно ли обеспечить безопасность только с помощью охранников и камер видеонаблюдения?
Затраты на обеспечение безопасности, среди всех прочих присущих рознице затрат, выделяются одной особенностью. Эти затраты направлены на то, чтобы предотвратить еще большие затрат, точнее убытки, возникающие вследствие разного рода противоправных действий. Иными словами, это затраты, на которые мы «добровольно соглашаемся», чтобы избавить себя от еще больших затрат.

А общий принцип «работы» с данными затратами таков:
«Не стремиться во что бы то ни стало минимизировать эти затраты, а с наименьшими затратами обеспечить безопасность отдельных торговых точек и сети в целом,  минимизировать риски возникновения убытков».

Всякий раз, когда заходит речь об обеспечении безопасности работы магазина, воображение начинает услужливо рисовать образы нерадивых покупателей, прячущих бутылки шампанского в тубусы для чертежей, а упаковки с майонезом – в голенище сапог.  Впрочем, «креатив» горе-покупателей меркнет перед «креативом» собственных сотрудников магазина.
А если кроме этого «креатива» принять во внимание и те возможности, которыми обладают сотрудники магазина, то станет понятно, что:
безопасность «внешняя», т.е. направленная на то, чтобы «защититься» от покупателей и просто посторонних лиц, важна, конечно,
но куда актуальнее безопасность «внутренняя», связанная с защитой магазинов от происков работающего в них персонала.

 Воровство. Рис.: Ольга Ефремова. На стол руководителю
Вор внутренний опаснее воришки внешнего

Действительно, в приличном по размерам  супермаркете за «хороший» день можно «наловить» покупателей в таком количестве, что стоимость товара, который они  «забыли» оплатить, запросто потянет  на сумму 50 000 рублей. А менеджер, вступивший в сговор с экспедитором, одним росчерком пера может прибрать к рукам товара на 100 000 рублей. 
Совсем другой масштаб. Да и обеспечить «внутреннюю» безопасность куда сложнее.

 

Почему ворует низовой персонал?
Если говорить о низовом персонале розницы, то основными причинами наличия воровства можно назвать следующие:

  • Предлагаемая работодателем зарплата очень мала. Поэтому, во-первых, многие идут на эту работу в надежде остальное добрать «натурой». А во-вторых, такую работу и потерять не жалко;
  • Сотрудники ощущают себя «расходным материалом», в который не вкладываются, а всего лишь используют для достижения определенных целей. Работники не видят перспективы для себя и заинтересованности в себе. А если нет лояльного отношения к ним, то и они не склонны эту лояльность проявлять;
  • Спрос на них на рынке труда довольно высок, так что найти подобную работу в другом месте  всегда возможно;
  • Между предприятиями розничной торговли не существует эффективных коммуникаций. Поэтому нет отраслевых «черных списков», и информация о недобросовестных сотрудниках редко выходит за стены конкретной сети или конкретного магазина.

«Круговая ответственность» стимулирует воровство
Ну и потом, в существенной степени воровству способствует «круговая порука», т.е. существующая система наказания за недостачи.
Не все приходящие в магазин сотрудники когда-либо до этого воровали. Но после проведения первой инвентаризации происходит вычет недостачи со всего коллектива в равной пропорции. Как к этому должен отнестись честный работник, который не воровал, но «заплатил» за чужую кражу?
После пары таких «проверок на моральную устойчивость» вчерашний честный сотрудник и сам начинает потихоньку приобщаться к этому занятию. «Уж если с меня удерживают за кражи, которые не совершал, так уж лучше я вправду буду это делать!»

Как сказал один наш коллега, «практика «воровского наставничества» во всяком новом магазине приживается моментально и далее работает «без сбоев».
Действительно, всякий новый сотрудник, попавший в эту среду, через месяц-два прекрасно осваивает и использует принципы «усушки» и «утруски». Вот и получается, что сама система штрафования за недостачи провоцирует «новобранцев» на воровство. А «старшие товарищи» всегда готовы научить и подсказать - как это сделать максимально эффективно и безопасно.

Идеальных не бывает
Есть, конечно,  вариант набирать на работу продавцов «без прошлого». Но и тут, во-первых, нет гарантии, что через какое-то время сотрудники не «пустятся во все тяжкие», поскольку система штрафования недостач продолжает действовать. А во-вторых, затраты на обучение «нулевых» продавцов будут сопоставимыми с возможными потерями от воровства сотрудников.

Так что же, смириться?
Нет. Надо устранить те озвученные выше причины, которые приводят к воровству.

О том, как это делается – в следующей статье.

© Александр Лира 
© «Клуб Борцов с затратами»  ( http://www.costkiller.ru/ )

Подборку статей по снижению затрат читайте здесь


«На стол руководителю» рекомендует лучшие статьи:
Как вести эффективный бизнес?
Как сократить издержки компании?
Успешные продажи: как добиться роста?
Работа с клиентами: как получить новых и сохранить старых
Управление персоналом
Личная эффективность
Анекдоты о бизнесе





Рубрика: Эффективный бизнес Тема: Снижаем издержки Компании: Клуб Борцов с затратами Персоны: Лира Александр
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Выемка документов и изъятие носителей информации: что должен знать руководитель

Как не допустить бесконтрольное изъятие предметов, документов и носителей информации сотрудниками правоохранительных органов.

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции